Шервудский вестник Трансформационная игра: бросить кубик и решать настоящие жизненные задачи

  • Автор темы Arsenn32
  • Дата начала

Arsenn32

Премиум
Регистрация
8 Янв 2019
Сообщения
8.714
Лайки
144.386
Монетки
76022
#1
Трансформационная игра: бросить кубик и решать настоящие жизненные задачи

Чем эти игры отличаются от других, знакомых и привычных для нас? Неужели коробка с карточками и фишками может повлиять на нашу реальную жизнь? Что это, новый вид психотерапии или современный вариант гаданий?

1559634902839-png.33959


Само название возникло благодаря шотландской игре «Трансформация», придуманной больше 30 лет назад. Игроки «проживают» этап жизни и смотрят, как они себя ведут и реагируют в разных обстоятельствах. И, осознав и проанализировав, пробуют это изменить.

Но самой первой игрой, отслеживавшей жизненные стратегии, считается древнеиндийская «Лила». На доске (пути духовного развития) встречались жалящие змеи — символ грехов, страхов, сомнений, — отбрасывающие игрока назад. И лестницы, по которым он мог проскочить вперед, оказываясь в новом поле с определенным философским наполнением. В процессе путешествия участники обнаруживали закономерности в случайностях. В этом алгоритме, по мнению автора трансформационных игр Антона Нефедова, заложен их базовый механизм.

Чем эти игры отличаются, например, от «Монополии», где несколько игроков так же бросают кубик, перемещаются по полю, приобретая блага или теряя их?

Антон Нефедов: В трансформационной игре три ключевых составляющих: игра, мастер (ведущий) и игроки. В «Монополии» же, которая считается развивающей, нет мастера, нет рефлексии, нет просмотра стратегии. Есть игроки, которые скупают домики или бизнес, их цель проста — стать богаче.

В чем ценность присутствия в игре мастера?

Мастер поддерживает игрока в осознании того, что, почему и зачем произошло, помогает увидеть его модели поведения: когда я вот так поступаю, со мной происходит вот это. Например, по ходу игры я прошу взаймы, и меня отбрасывает на пять шагов назад. А когда я искренне предлагаю другим бартер, на меня сыплются подарки от Вселенной.

В жизни мы ведем себя так же, как в игре, но не замечаем стратегий, а на игровом поле они сразу проявляются. Для меня смысл игры в том, чтобы помочь участникам увидеть ресурсные стратегии. Иногда у них случаются такие инсайты, как после пяти сессий у психолога.

Как устроено игровое поле?

Есть настольные игры, но есть и такие, где сами игроки превращаются в фишки, передвигаясь по полу или земле. В онлайн-версиях экран компьютера становится доской. Сейчас в нашу сферу пришло много эзотериков, которые нарисовали на поле 7 чакр, дали игрокам кубик и карточки и сказали: «Это трансформационная игра». Нет, это не так. У трансформационной игры есть задача и алгоритм, как ее решить, это игра со смыслом. Человек приходит за каким-то изменением в жизни.

На старте нужно сказать другим игрокам: я есть. Казалось бы — чего проще? Но иногда на этом месте у участника застревает ком в горле

Здесь каждый пазл должен быть на своем месте, и если я подвину какой-то элемент поля, то механизм не будет работать так точно. Мне нравится метафора: если я надену сначала ботинки, то носки надеть уже сложно. Так и здесь, один этап строго вытекает из другого и на каждом должны происходить определенные процессы, и никак иначе.

Обязательно ли мастер игры должен быть психологом?

Не обязательно. Я даже одно время давал скидку на обучение на мастера тем, у кого нет базового психологического образования. Проще научить заново, чем переучить. Часто психологи в игре — и это наш Рубикон, который мы вместе преодолеваем, — пытаются копать глубже, давать интерпретации, «досунуть» игроку еще карточку для полного инсайта, раскопать его боли и травмы. А задача игры в другом: дать участникам возможность расслабиться, отдохнуть, порадоваться и что-то играючи узнать про себя.

Иначе это уже не игра, а психотерапия с игровыми методиками. Хороший мастер поможет игроку увидеть ресурс и сумеет удержать баланс между игровым наполнением и терапевтичным. Если сделать слишком веселенькую, релаксовую развлекалку, то можно забыть про смысловую начинку, про запросы, навыки, задачи.

Хорошо, если мастер имеет какой-то профессиональный или жизненный, но уже осознанный и переработанный опыт: да, у меня было вот так, но это не значит, что у тебя будет то же самое. Хороший тренер не натягивает свою карту на чужой глобус.

С какими запросами чаще всего приходят игроки и как быть тем, у кого их нет?

Каждая игра создается под разные цели, и от этого зависят запросы. Например, в игре на тему здоровья запросы об этом — понять, почему я все время болею, или избавиться от конкретных проблем. Есть прямые запросы: хочу выйти замуж, стать богаче, похудеть (это три самых популярных), открыть бизнес, помириться с другом. При косвенном запросе участник чувствует, что какая-то сфера жизни для него горячая, но определенности нет.

Есть на рынке небольшое количество игр без запроса. Но я уверен, должна быть точка входа в информационное пространство. Иногда игроки стесняются произносить вслух — например, в моей игре «Путешествие героини» мы как раз работаем с запросами, которые не озвучивают. Я предлагаю записать их на бумажке, спрятать в карман, да хоть съесть. Совсем без запроса играть можно, но осторожно: скорее всего, «об игру» будет зеркалиться вся жизнь, никогда не знаешь, откуда тебе прилетит. И «прилетает» иногда очень сильно.

Что значит «прилетает»?

Приведу пример. В «Путешествии героини» на старте нужно войти в игру, сказав: «Я есть». Казалось бы — чего проще? Но иногда на этом этапе у участника застревает ком в горле. Или начинается сопротивление: «Я жена, я мать, я профессионал, зачем это говорить?» Некоторым так сложно дать себе место — на поле и в жизни, без всякой социальной роли, что это простое действие вызывает бурю эмоций. И для многих уже на первом шаге происходит инсайт.

Или мне говорят: «В этой сфере у меня все о’кей, я поиграю в другой». Был случай в «Путешествии героя» — мужчина озвучил запрос: «Хочу расширить бизнес, чтоб было больше денег». По правилам в качестве фишки нужно взять личную вещь. «У меня ничего нет» Говорю: поищи в карманах. Он достает скомканную старую бумажку и начинает ею играть.

В механизме игры заложено обнуление — этап, когда герой зашел не туда и его, метафорично, «жизнь» останавливает и отрезвляет — отдохни, подумай. И после этого нужно менять фишку. Он разворачивает свою бумажку, а там истрепанный чек на обручальные кольца от первого брака. «Это что же, я столько лет таскал его в кармане? Так я пришел сюда не про бизнес играть, а чтобы разобраться в отношениях?»

И вот тут ему «прилетело». Он был в шоке. У него, оказывается, столько сил и энергии уходило на борьбу с бывшей женой, на дележ имущества, что бизнесу просто невозможно было расти.

Мистика просто! Но ведь игрок не знает, какую он карту вытянет, сколько выпадет ходов на кости...

Нет никакой мистики. Я не маг, не чудотворец, не колдун, у меня нет задачи быть экстрасенсом и с помощью игры предсказывать будущее. Игра — это процесс самопознания. Играющий всегда вытащит «ту» карту. На самом деле не важно, какую именно. Меня часто спрашивают: почему в трансформационных играх нет описания смысла карточек? Ни карты, ни кубики ничего нам не говорят. И мастер не будет интерпретировать.

Если вы получите карту «Сделай три шага назад», мастер не скажет: «Ага, ты как-то не так себя вел!» Мастер спросит: «Что ты чувствуешь? Как тебе это?» Мы живем в убеждении, что если я вижу что-то, то и другие должны это видеть. Но это не так — и это часто мощный инсайт на моих играх. Мы с вами смотрим на одну и ту же карту, и каждый видит свое. Выходят участники с игры: «Боже, люди такие разные! То есть дома жена тоже может видеть по-другому. Так вот почему мы вчера ругались!»

Одна интеллигентная участница, никогда не употребляющая мат, вытащила карту: рельсы, а над ними девушка. Обычно ее интерпретируют как что-то про Анну Каренину — все плохо, нет смысла жить. Я про себя отметил: «Эта дама точно увидит Каренину». И тут она с матюгами восклицает: «Ух ты ж ***, так я еще и над рельсами летать умею?!» Стол лег от смеха.

Это пример, который я рассказываю на всех мастер-классах по метафорическим картам: каждый видит свое. И инсайты у каждого будут в определенный — только для него подходящий — момент.

Но инсайтов может и не быть?

Трансформационная игра — это не панацея, но, как и любой психологический, коучинговый инструмент, она дает возможность посмотреть на себя с разных сторон. И я не знаю более доброго, бережного способа узнать себя. Игра не будет за вас решать. И если не подошла одна — пробуйте дальше. Ведь идеология пробования нового, поиска своего — это в целом про жизнь.

Об эксперте Антон Нефедов — автор и обучающий тренер трансформационных игр.
 
Сверху Снизу