Вестник У мозга нет гендера: кто и зачем убеждает нас в обратном

Arsenn32
Arsenn32

Arsenn32

Премиум
Регистрация
08/01/2019
Сообщения
5.839
Репутация
19.720
У мозга нет гендера: кто и зачем убеждает нас в обратном

Розовые и голубые ленточки, спортивные секции для мальчиков и девочек, профессии для мужчин и женщин… На дворе XXI век, но по-прежнему мир живет стереотипами, рожденными еще в XIX веке. Нейробиолог Джина Риппон замахнулась на святая святых — миф о биологических различиях мужского и женского мозга, который развенчивает современная наука.

У мозга нет гендера: кто и зачем убеждает нас в обратном


Женщин по-прежнему в разы меньше в науке, политике, топ-менеджменте. Они получают меньшую зарплату, чем мужчины, занимая те же позиции. Причем это замечено даже в прогрессивных странах, где активно провозглашено равенство полов.

Книга «Гендерный мозг» нейробиолога Джины Риппон — отнюдь не новый вид оружия в борьбе феминисток всего мира за свои права. Это объемный — почти 500 страниц — анализ многочисленных исследований, проведенных за более чем столетие, отсыл к первым исследованиям, проведенным еще в XIX веке, к истокам стереотипа о том, что между мужским и женским мозгом есть заложенная природой разница. Именно этот стереотип, по мнению автора, почти полтора столетия вводил в заблуждение не только науку, но и социум.

В книге — реальная попытка подставить под сомнение постулат, что мужской мозг в чем-то превосходит женский и наоборот. Чем плох такой стереотип — существовал же столько времени, почему бы не продолжить ему следовать? Стереотипы накладывают оковы на наш гибкий, пластичный мозг, считает Джина Риппон.

Если какой-то параметр, характеризующий низшее положение женщины, не существует, то его нужно придумать

Поэтому да, бороться с ними обязательно нужно. В том числе с помощью нейробиологии и новых технических возможностей XXI века. Автор проследила кампанию по «обвинению мозга» на протяжении многих лет и увидела, «как прилежно ученые искали те различия мозга, которые поставили бы женщину на ее место».

«Если какой-то параметр, характеризующий низшее положение женщины, не существует, то его нужно придумать!» И это измерительное безумие продолжается в XXI веке.

Когда в 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою революционную работу «О происхождении видов», а в 1871-м «Происхождение человека», ученые получили совершенно новую базу для объяснения человеческих характеристик — биологические истоки индивидуальных физических и психических особенностей, что стало идеальным источником объяснения различий между мужчинами и женщинами. Более того, Дарвин разработал теорию полового отбора — о сексуальном влечении и выборе партнера для спаривания.

Он четко обозначил границы женских возможностей: женщина стоит на низшей ступени эволюции относительно мужчины, а репродуктивная способность женщин — ключевая ее функция. И для нее вовсе не нужны более высокие качества разума, дарованные мужчине. «На самом деле Дарвин говорил о том, что попытки чему-либо обучить женскую особь этого вида или предоставление ей независимости могли попросту нарушить этот процесс», — объясняет исследователь.

Но последние тренды второй половины XX века и начала XXI показывают, что уровень образованности и интеллектуальной деятельности женщин отнюдь не мешает им становиться матерями.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ГОРМОНЫ?
В любых дискуссиях о половых различиях человеческого мозга часто возникает вопрос: «А что же гормоны?». «Неконтролируемые гормоны», на которые уже намекал Мак-Григор Аллан в XIX веке, когда говорил о проблеме с менструациями, стали модным объяснением, почему женщинам нельзя давать никакую силу и власть.

«Интересно, что Всемирная организация здравоохранения провела исследования, в которых обнаружились культурные вариации в жалобах, связанных с предменструальной фазой, — приводит контраргумент автор книги. — О перепадах настроения говорили почти исключительно женщины из западной Европы, Австралии и Северной Америки; женщины, принадлежащие к восточным культурам, например, китаянки, чаще называли физические симптомы, например, отеки, и реже сообщали об эмоциональных проблемах».

На Западе концепция предменструального синдрома (ПМС) была настолько общепринятой, что стала своего рода «неизбежно сбывающимся предсказанием». ПМС использовали для интерпретации событий, которые могли быть с тем же успехом объяснены другими факторами. В одном исследовании было показано, что женщины намного охотнее связывали свое состояние во время менструаций с плохим настроением даже тогда, когда явно вмешивались другие факторы.

Мы считаем влияние общества и его предубеждений переменными, изменяющими мозг, и очевидно, что с гормонами та же история

В другом исследовании было обнаружено, что, если женщину ввести в заблуждение, показать ей физиологические параметры, свидетельствующие о предменструальном периоде, то она гораздо чаще сообщала о негативных симптомах, чем женщина, которая полагала, что для ПМС еще не пришло время». Безусловно, некоторые женщины могут испытывать неприятные физические и эмоциональные ощущения в связи с колебанием уровня гормонов, подтверждает биолог.

По ее мнению, стереотип ПМС стал очень хорошим примером «игры в обвинение» и биологического детерминизма. Основное доказательство этой теории до сих пор основано на экспериментах с уровнями гормонов у животных и таких серьезных вмешательствах, как овариоэктомия и гонадэктомия, но подобные манипуляции невозможно воспроизвести на человеке.

«В XX веке все исследования гормонов, якобы движущей биологической силы, которая определяет и мозговые, и поведенческие различия мужчин и женщин, не принесли точного ответа, который могли бы дать исследования на животных. Конечно, гормоны оказывают существенное влияние на все биологические процессы, и гормоны, связанные с половыми различиями, не исключение». Но намного сложнее доказать предположение о том, что влияние гормонов распространяется на характеристики мозга.

Совершенно очевидно, что этические преграды на пути экспериментов с гормонами над людьми непреодолимы, убеждена Джина Риппон. А значит, и нет доказательств этой гипотезы. «Недавние исследования нейробиолога Сари ван Андерс из Университета Мичигана и других ученых показывают, что в XXI веке будет существенно пересмотрена связь между гормонами и поведением, особенно в отношении предполагаемой ведущей роли тестостерона в проявлении агрессии у мужчин, а также их стремления к соперничеству.

Мы считаем сильное влияние общества и его предубеждений переменными, изменяющими мозг, и очевидно, что с гормонами та же история. В свою очередь, гормоны неизбежно вплетаются во взаимоотношения мозга с окружающей средой», — утверждает автор книги.

ГИБКИЙ МОЗГ ПРОГИБАЕТСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР
В 2017 году в рамках программы BBC под названием «Больше никаких мальчиков и девочек» проводилось исследование распространенности стереотипных представлений о поле и гендере у семилетних девочек и мальчиков. Ученые устранили из классной комнаты все возможные символы стереотипов и потом наблюдали за детьми в течение шести недель. Исследователи хотели выяснить, насколько это изменит представление детей о себе или их поведение.

Результаты первоначального обследования были печальными: все девочки хотели быть красивыми, а мальчики — президентами. Кроме того, девочки 7 лет испытывали к себе гораздо меньше уважения, чем мальчики. Учитель использовал гендерные обращения к детям: «приятель» к мальчикам, «цветочек» к девочкам, считая это «продвинутым» приемом.

Девочки недооценивали свое мастерство в силовых играх и плакали, если получали высший балл, а мальчики, наоборот, переоценивали и рыдали взахлеб когда проигрывали. Но всего за шесть недель ситуация существенно изменилась: девочки приобрели уверенность в себе и узнали, как весело играть в футбол вместе с мальчиками. Этот эксперимент, по мнению, автора книги, одно из доказательств, что гендерные различия — плод воспитания социумом, а вовсе не биологическая предрасположенность.

Жизнь, которую ведет человек, его профессиональная деятельность и любимый вид спорта — все это оказывает влияние на его мозг

Наиболее важным открытием в науке о мозге за последние тридцать лет стала пластичность головного мозга, и не только сразу после рождения, но и в последующие годы жизни. Мозг меняется под влиянием опыта, тех вещей, которые мы делаем и, как ни удивительно, вещей, которые мы не делаем.

Открытие «пластичности, зависящей от опыта», которая свойственна мозгу в течение всей жизни, привлекла внимание к критически важной роли окружающего мира. Жизнь, которую ведет человек, его профессиональная деятельность и любимый вид спорта — все это оказывает влияние на его мозг. Никто больше не спрашивает, что формирует мозг, природа или воспитание.

«Природа» мозга тесно переплетена с «воспитанием», изменяющим мозг и обусловленным жизненным опытом человека. Доказательства пластичности в действии можно найти у специалистов, людей, преуспевших в той или иной области. Будет ли их мозг отличаться от мозга обычных людей и будет ли их мозг обрабатывать профессиональную информацию иначе? К счастью, такие люди обладают не только талантами, но и готовностью послужить «подопытными хомячками» для нейробиологов.

Различия в структурах их мозга, по сравнению с мозгом «простых смертных», можно смело объяснить за счет особых умений — у музыкантов, которые играют на струнных инструментах, крупнее область двигательной коры, управляющая левой рукой, а у клавишников более развита зона правой руки.

Та часть мозга, которая отвечает за зрительно-моторную координацию и исправление ошибок, увеличивается у выдающихся альпинистов, а сети, связывающие области планирования и осуществления движений с кратковременной памятью, становятся больше у чемпионов по дзюдо. Причем не важно, какого пола борец или альпинист.

ГОЛУБОЙ И РОЗОВЫЙ МОЗГ
Первый вопрос, который задали ученые, получив данные о мозге младенцев, касался различий мозга девочек и мальчиков. Одно из самых базовых предположений во всех «обвинениях мозга» заключается в том, что мозг женщины отличается от мозга мужчины, потому что они начинают развиваться по-разному и различия запрограммированы и очевидны, начиная с самых ранних стадий, которые только поддаются исследованию.

Действительно, даже если мозг девочек и мальчиков начинает развиваться одинаково, существует более весомое доказательство того, что у последних мозг растет быстрее, чем у первых (примерно на 200 кубических миллиметров в день). Этот рост занимает больше времени, и в результате получается мозг большего размера.

Объем мозга мальчиков достигает своего максимума примерно в 14 лет, для девочек этот возраст составляет примерно 11 лет. В среднем мозг мальчиков на 9% больше мозга девочек. Кроме того, максимум развития серого и белого вещества у девочек наступает раньше (не забывайте, что после мощного роста серого вещества его объем начинает уменьшаться в результате процесса обрезки).

Однако если учесть поправку на общий объем мозга, то никаких различий не остается. «Нельзя считать общий объем мозга характеристикой, связанной с преимуществами или недостатками, — пишет Джин Риппон. — Измеренные макроструктуры могут не отражать половой диморфизм функционально значимых факторов, например, межнейронных связей и плотности распределения рецепторов.

Это подчеркивает исключительная вариабельность и объема мозга, и путей индивидуального развития, которая наблюдается в этой, тщательно отобранной группе здоровых детей. У детей одного возраста, которые нормально растут и развиваются, могут наблюдаться 50-процентные различия в объеме мозга, и поэтому необходимо очень осторожно интерпретировать функциональное значение абсолютного объема мозга».

Ученые, изучающие мозг младенца в смешанных группах, не видят принципиального различия между мальчиками и девочками

Несмотря на то что, в целом, принято говорить о существовании общей асимметрии головного мозга с рождения, существование половых различий можно назвать спорным вопросом. В 2007 году ученые из лаборатории Гилмора, измерявшие объем мозга, выяснили, что закономерности асимметрии одинаковы у младенцев как женского, так и мужского пола. Через шесть лет та же группа ученых использовала другие показатели, площадь поверхности и глубину извилин (углублений между складками мозгового вещества).

В этом случае, казалось, были обнаружены другие закономерности асимметрии. Например, одна из «извилин» мозга в правом полушарии оказалась на 2,1 миллиметра глубже у мальчиков, чем у девочек. Такое различие можно охарактеризовать как «исчезающе малое».

За 20 недель до прибытия нового человека мир уже упаковывает его в розовую или синюю коробку. Уже в три года дети назначают игрушкам гендер, в зависимости от их цвета. Розовый и фиолетовый — для зверюшек-девочек, голубой и коричневый — для «мальчиков».

Есть ли биологическое основание у возникающих предпочтений? Действительно ли они проявляются так рано и не будут меняться на протяжении жизни? Американские психологи Ванесса Лобу и Джуди Делоах провели очень интересное исследование 200 детей от семи месяцев до пяти лет и тщательно проследили, насколько рано появляется это предпочтение. Участникам эксперимента показывали парные объекты, один из которых всегда был розового цвета. Результат был очевидным: примерно до двухлетнего возраста ни у мальчиков, ни у девочек не обнаруживалась тяга к розовому цвету.

Однако после этого рубежа все кардинально менялось: девочки демонстрировали чрезмерный энтузиазм по отношению к розовым вещам, а мальчики активно отклоняли их. Особенно очевидным это стало у детей трех лет и старше. Суть в том, что дети, единожды выучив гендерные метки, меняют свое поведение.

Таким образом, ученые, изучающие мозг младенца в смешанных группах, не видят принципиального различия между мальчиками и девочками. Так кто же педалирует историю с гендерными различиями мозга? Похоже, вовсе не биология человека, а социум.
 
Мне всегда интересно, кто платит автору за книгу. Так же многое становиться понятно, если почитать биографию автора. Гендерные различия очевидны и доказаны на уровне морфологии мозга, причём отечественными докторами наук, например профессором Савельевым.
 
Лучше послушать лекции на эту тему Татьяны Черниговской на youtube )))
 

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать или скачивать материалы!

У вас должна быть учетная запись, чтобы оставлять комментарии

Зарегистрироваться

Создайте учетную запись. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь.

Похожие темы

Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
1K
Малыш Джон
Малыш Джон
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
698
Малыш Джон
Малыш Джон
Малыш Джон
Ответы
6
Просмотры
2K
Alexsi45
Alexsi45
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
612
Малыш Джон
Малыш Джон
Сверху Снизу