Вестник Что мешает нам доносить мысли до собеседника?

  • Автор темы Arsenn32
  • Дата начала
Arsenn32
Arsenn32

Arsenn32

Премиум
Регистрация
08/01/2019
Сообщения
5.837
Репутация
19.623
Что мешает нам доносить мысли до собеседника?

Что мешает нам доносить мысли до собеседника?


Почему наши близкие так часто не понимают элементарных вещей? А с другой-то стороны… Почему люди так непонятно говорят, да ещё и бесятся, когда их не понимаешь?

В когнитивистике такое положение вещей получило название «Проклятие знания». По сути, это комплекс искажений, свойственный нашей психике. Давайте разберёмся в механизме возникновения подобных ситуаций.

1. Мы не учитываем уровень знаний собеседника

«Всего знать нельзя», — часто успокаиваем мы себя. И оставляем за собой право чего-то не знать. Почему же мы отказываем в этом праве другим людям? Ученик не может иметь те же знания, что и учитель. Вроде, логично. Но подспудно мы уверены, что наши знания доступны всем вокруг. Звучит странно, но вот случай из жизни:

Мой приятель объясняет сыну, что поганки есть нельзя, потому что в поганках содержатся токсины. Что такое токсины? Сейчас поясню, сынок. Это полипептиды, аманитины, антаманиды… Ребёнку на секундочку 4 года.

2. Забываем, что собеседник не читает мысли

Да, мы почему-то уверены, что наши мысли доступны окружающим. Прям, видят нас насквозь.

Кто работал в техподдержке, знает, какой поток сознания способен вылить клиент, пытаясь сообщить о своей проблеме. Что случилось — понять решительно невозможно. Вот в таких случаях сотрудника техподдержки так и подмывает сказать клиенту: «Извините, телепаты в отпуске».

Почему же слова нам не помогают передать мысль? Дело в том, что мысли не хранятся в голове в виде слов. В слова они облекаются «на выходе» и всегда с потерей данных. То, что кажется нам очевидным изнутри, снаружи может звучать как полный бред. Особенно, когда мы говорим на эмоциях и не стараемся подбирать слова.

Чтобы донести мысль с минимальными потерями, нужно сперва влезть в шкуру своего собеседника и прочувствовать, что ваши мысли там, «в шкуре», совершенно не слышны. Этот факт не всегда был для нас очевидным. Нам пришлось долго (и порою безрезультатно) учиться этому пониманию.

3. Мы сами не умеем читать чужие мысли

Дети до определённого возраста не отделяют себя от окружающих людей и не способны понять, что их собственные мысли недоступны другим. В этом возрасте дети даже не пытаются лгать — попробуй, обмани, когда все знают всё. Но как только ребёнок начал врать, можно полагать, что он уже учитывает чужое незнание. Потом мы перестаём развивать навык этого «учитывания». Но врать не перестаём.

Вопиющий пример непонимания из детского стишка:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Ну, не утонет мяч, и что дальше? Речка унесёт его в Балтийское море, а мама за потерянную игрушку устроит девочке нагоняй. Зато мяч не утонул!

За что проклятие такое?

Итак, три проблемы мешают нам хоть как-то донести мысль до собеседника:

• забываем, что собеседник может чего-то не знать,

• забываем, что собеседник не читает наши мысли,

• забываем, что сами не способны читать мысли.

В комплексе эти проблемы и формируют такое когнитивное искажение как проклятие знания.

Когнитивные искажения сформировались эволюционно, поэтому нельзя просто взять и избавиться от проклятия знания. Остаётся только знать об этой проблеме и помнить о возможных ошибках. Это поможет скорректировать наши попытки передать знания.

Несколько конкретных советов

1. Перед выступлением опытный лектор вступает в короткий диалог с незнакомой аудиторией, в ходе которого получает ориентировочную оценку уровня подготовки слушателей. Автор статьи так же ориентируется на уровень знаний целевой аудитории. Это повышает шансы быть понятым.

2. Сохраняйте черновики. Если регулярно редактируете статью в интернете, периодически обращайтесь к первым версиям. В ходе погружения в тему, вы всё лучше и лучше понимаете предмет статьи и в какой-то момент вам захочется удалить из текста совсем уж очевидные детали. Так вот, очевидными они были для вас не всегда. И очевидными они не стали для читателя. Подумайте, почему вы заострили внимание на этих нюансах в начале изучения предмета? Может быть, эти детали важны для новичков?

3. Отдавайте подготовленную к публикации статью на тестовое чтение постороннему человеку. Возможно, у вас, что называется, глаз замылился, и вы не замечаете каких-то непонятных читателю вещей в статье. Не стесняйтесь — бета-ридер охотно поточит когти об ваше творение.

4. Наука и техника многими считается скучной темой. Очеловечьте науку и технику. Говорите о взаимодействии деталей механизма, как об отношениях людей.

5. Дайте факты и подтолкните слушателя к выводам, но не озвучивайте их. Пусть слушатель сделает выводы самостоятельно. Талантливые рекламщики не расхваливают товар, а дают факты, на основе которых клиенты сами оценят продукцию и примут собственное решение — брать или не брать.

Помните о проклятии знания. Это заставит собирать материал несколькими различными способами, что является серьёзной задачей для целенаправленного мышления.

Автор: Павел Чистяков, участник курсов Академии смысла.
 

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать или скачивать материалы!

У вас должна быть учетная запись, чтобы оставлять комментарии

Зарегистрироваться

Создайте учетную запись. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь.

Похожие темы

Arsenn32
Ответы
0
Просмотры
928
Arsenn32
Arsenn32
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
802
Малыш Джон
Малыш Джон
Малыш Джон
Ответы
1
Просмотры
1K
RKwood
RKwood
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
566
Малыш Джон
Малыш Джон
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
701
Малыш Джон
Малыш Джон
Arsenn32
Ответы
0
Просмотры
668
Arsenn32
Arsenn32
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
634
Малыш Джон
Малыш Джон
Малыш Джон
Ответы
0
Просмотры
455
Малыш Джон
Малыш Джон
Сверху Снизу